На главную страницу На главную страницу Rambler's Top100
На главную страницу На главную страницу
Краткое содержание сайта
О фильме
Создатели
Актеры
В эпизодах
Мультимедиа
За кадром

История создания
Создание фильма
Съемки


История создания

Томас Харрис, взявшись за продолжение триллера про доктора Лектера, которое получит название "Ганнибал", окружил своё творчество такой плотной завесой секретности, что даже продюсеры Марта и Дино де Лаурентис не могли добиться от него никаких подробностей о ходе работы. Все были порядком заинтригованы: десяти лет вполне достаточно, чтобы в воображении Томаса Харриса созрели самые невероятные и тёмные канибалистские фантазии.

"Каждые шесть месяцев или около того я или Дино названивали Тому", - вспоминает Марта де Лаурентис. - "И спрашивали: "Ну как? Когда будет готова книга? Мы, конечно, знали, что он работает над сиквелом. Но Том держал язык за зубами. Он вообще очень скрытный. Мы следили за всеми его перемещениями, полагая, что за ними могут скрываться маршруты беглого Ганнибала. Однажды, например, Том снял квартирку в Париже, и мы гадали: Ага, Ганнибал орудует в Париже!… Или у Тома творческий застой и он решил поменять обстановку? Мы следили за ним как агенты ФБР".

В конце-концов, выяснилось, что пристанищем для Ганнибала Харрис выбрал свой любимый город - Флоренцию. Когда долгожданная книга была опубликована в июле 1999 года, все оценили этот выбор. Флоренция - не только средоточие красоты и культуры, но город, прошлое которого состоит из сплошных убийств и предательств. Кровь и красота неразрывно переплелись в его истории. Как и в извращённом сознании Ганнибала Лектера.

"Я сыграл человека, который устал быть затворником", - поясняет Энтони Хопкинс. - "Человека, который устал от окружающей его обыденности. Поэтому когда он узнаёт, что на него началась охота, он восклицает: "Отлично! Возвращаемся в дело".

Образ тотального и величественного зла, созданный воображением Томаса Харриса, не знает аналогов в современной литературе. Сравнится с ним могут только ужасающие и одновременно притягательные монстры из классических произведений Шелли и Стокера.

"Почему мы так заинтригованы Лектером? Потому, что - подобно Носферату - от него исходят очарование и угроза одновременно", - считает Ридли Скотт. - "Как и в случае с другими знаменитыми монстрами, в нашем отношении к нему присутствует элемент извращённого любопытства: мы постоянно пытаемся выяснить, что происходит внутри у чудовищ. При этом в случае с Ганнибалом мистической составляющей намного меньше. Ганнибал - "обычный" человек, он живёт среди нас, он присутствует в нашей жизни, что нагоняет ещё больше страха. Никто не может поручиться, что идущий навстречу вам прохожий - не Ганнибал".

Сам актёр (Хопкинс) полагает, что личности Ганнибала присущи универсальные чёрты. В этом - секрет успеха: "Я думаю, что с точки зрения юнгианского психоанализа д-р Лектер - это та тень, что присутствует в каждом из нас", - поясняет Хопкинс. - "Возможно, что наибольшее неприятие у нас вызывает его самоуверенность и спокойствие. Многие колоритные фигуры в классической литературе обладают подобными чертами - Яго, Ричард III, Фауст… Это выдающиеся характеры. В них нет места сомнению, неуверенности, что и делает их столь харизматичными. У них всё под контролем".

Условием успешного сотрудничества между актёром-звездой и маститым режиссёром может быть только взаимное уважение и внимательность. В этих качествах нельзя отказать ни Хопкинсу, ни Ридли Скотту.

"Энтони обладает потрясающей актёрской интуицией, его талант постоянно совершенствуется, он открыт любым идеям. Работать с ним было настоящим наслаждением" - вспоминает Скотт. - "Он глубоко изучил характер сыгранного им героя. Ганнибал вызывает сочувствие и даже сострадание, что делает его и более привлекательным и более опасным. И Энтони как актёр прекрасно играет на этом".

Никто не сомневался даже, кому должна была достаться роль доктора Лектера в продолжении триллера. Проблема состояла в том, кого выбрать на роль Клэрис Старлинг. У Скотта уже был образ главной героини, и Джулианна Мур подходила для этой роли лучше всего.

"Встретить столь отзывчивого и талантливого актёра - большая режиссёрская удача", - считает Скотт. - "Джулианна всегда спонтанна, неожиданна. Настоящая находка для режиссёра. Она искренняя, прямодушная, честная. В общем, - сильная женщина. Именно эти качества я считаю главными у Старлинг. В какой-то момент я понял, что справится с этой ролью сможет только Джулианна".

Как и Хопкинс, Джулианна Мур высоко оценивает свой опыт сотрудничества с Ридли Скоттом. Она также была удивлена, увидев насколько спонтанна и непредсказуема манера его работы.

"Ридли невероятно дотошен в деталях и всегда выверяет положение любой самой незначительной детали в кадре", - рассказывает Мур. - "Но он доверяет актёрам, и в его присутствии ты чувствуешь себя творчески свободной. "Ганнибал" предоставлял много возможностей для разнообразной игры. Этим отличаются не все кинопроекты. Один день мы снимаем чистый экшн, на следующий - напряжённую сцену допроса, например - эпизод с Фрэнки Фэйсоном. Далее следует совсем уже чистый саспенс и игра на нервах. Да уж, это было настоящим актёрским испытанием, постоянная смена темпа не давала расслабиться".

Итак, то, что лишь приоткрылось в отношениях между Лектером и Старлинг в "Молчании ягнят", стало очевидным в "Ганнибале", - героиня Джулианны Мур - человек с раздвоенными чувствами.

"Лектер восхищается её настойчивостью", - объясняет Мур. - "Но и она уважает его как человека, представляющего реальную опасность. Таким образом, её смелость достойна ещё большего уважения. Её прямодушие, то, как она чётко различает добро и зло, всё это делает её настоящим врагом Лектера. Парадокс, но даже яростно отстаиваемая Старлинг мораль делает её в глазах Лектера ещё более привлекательной".

Вопросы морали, однако, совершенно не волнуют тех, кто вынуждает агента Старлинг вступить в связь с преступником, которого она должна обезвредить.

"Мой герой, Пол Крендлер, работает на Министерство юстиции, но он сотрудничает с Вергером и использует агента Старлинг как приманку для Ганнибала", - рассказывает Рей Лиотта. - "Если Старлинг окажется в беде, есть большая вероятность, что Лектер придёт ей на помощь. А я именно тот, кто делает её жизнь несчастной. Ганнибалу это не нравится".

В сцене финального противоборства с Ганнибалом, Рей Лиотта пришлось вступить в борьбу со своими собственными актёрскими способностями. Он поясняет: "В большинстве затруднительных случаев актёр апеллирует к чему-то уже испытанному - некоему настроению или эмоции. Но в этой сцене ничто подобное уже не помогало. Это чистая фантазия. Именно в такие моменты понимаешь, что ты полностью подчинён воле режиссёра. Великого режиссёра. Ты следуешь его указаниям, зная при этом, что находишься в надёжных руках".

Скотт уже испытывал актёров в самых экстравагантных ситуациях: Харрисон Форд /Harrison Ford/, например, влюблялся в андроида в "Бегущем по лезвию бритвы" /Blade Runner/; в "Чужом" /Alien/ из чрева героев вылуплялись монстры; самоубийственное соглашение заключают герои "Тельмы и Луизы" /Thelma & Louise/. Скотт воспринимает фильм как вместилище сюрпризов. Потому его и привлёк триллер Томаса Харриса.

"Фильму, как и роману, не откажешь в недостатке остроумия", - поясняет Скотт. - "Харрис покорил меня своим интеллектом. "Ганнибал" - не очередная темная фантазия или мистический триллер. Характеры и ситуации в романе Харриса прописаны с юмором и очень остроумно".

Несмотря на обилие в романе чёрного юмора, столь ценимого Скоттом, сам режиссёр подчёркивает, что в романе его привлекал именно драматическая составляющая.

"Основной смысл драмы в "Молчании ягнят" заключается в эволюции человеческих взаимоотношений: оба героя начинают уважать и даже понимать друг друга, но их разделяет непреодолимая пропасть. Он - серийный убийца, она - агент ФБР", - резюмирует Ридли Скотт. - "Каждый из них странным образом видит в другом самого себя: оба они, так сказать, профессионалы и каждый стремится быть совершенным в деле, которым занимается. И оба они по-настоящему одиноки - два одиноких волка, которые выходят на охоту, и в жизни которых нет настоящих сердечных привязанностей. Эти сходства говорят о родстве и взаимном притяжении двух характеров. Их драма очаровала меня".

© Национальный кинопортал Фильм.Ру, 2001 г. webmaster@film.ru